Газораспределительный механизм дизеля и штанга толкателя

Для впуска в цилиндры дизеля свежей порции воздуха и выпуска продуктов сгорания в моменты, соответствующие определенному углу поворота коленчатого вала (рис. 12), предназначен механизм газораспределения дизеля в составе которого: приводные шестерни, распределительный вал, толкатели, штанги, коромысла клапанов, валик коромысел, впускные и выпускные клапаны.
Распределительный вал при помощи четырех кулачков через толкатели, штанги и коромысла открывает клапаны в определенные моменты.
Вал изготовлен из стали 45. Поверхности кулачков вала подвергнуты поверхностной закалке на глубину 2-3 мм.
Вал дизеля Д-16 (см. рис. 2) установлен в расточках картера двигателя на двух шарикоподшипниках. На переднем конце вала на шпонке закреплена шестерня привода, получающая вращение от шестерни коленчатого вала через промежуточную шестерню.
Толкатели (рис. 13) установлены во втулках, запрессованных в отверстия картера двигателя. Поверхностью К они опираются на кулачки распределительного вала.



Рис. 13. Толкатель впускного клапана.


В сферическое углубление толкателя входит нижний конец штанги.
Толкатели изготовлены из стали 20Х; цементированы па глубину 1.5-2 мм и закалены. Место соприкосновения тарелки толкателя с кулачком распределительного вала смещено к краю, вследствие чего толкатель при перемещении поворачивается и тарелка его изнашивается более равномерно.
Толкатели выпускного клапана отличаются от толкателя впускного отсутствием проточки, в которую входит палец механизма декомпрессии.

Штанга толкателя


Штанга толкателя 10 (рис. 14) представляет собой стержень с концами сферической формы, которые входят в сферические углубления толкателя и регулировочного винта. Штанга изготовлена из стали 45. Сферические концы штанги толкателя подвергнуты поверхностной закалке. Штанги размещены в тонкостенных трубчатых кожухах, уплотненных резиновыми кольцами.



Рис. 14. Механизм газораспределения дизеля (Д-21А):
1 - редукционный клапан; 2 и 3 - рейка и рычаг декомпрессора; 4 - картер; 5 - распределительный вал; 6 - толкатель; 7 - валик декомпрессора; 8 - втулка толкателя; 9 - уплотнительное кольцо; 10 - штанга толкателя; 11 - кожух штанги; 12 - регулировочный винт; 13 - крышка клапанов; 14, 15 и 16 - коромысло, тарелка и сухарь клапана; 17 – пружины; 18 – клапан; 19 - головка цилиндров; 20 и 21 - втулка и седло клапана; 22 и 23 - цилиндр и поршень; 24 - шатун; 25, 27 и 28 - промежуточная шестерня, шестерня привода ТНВД, ведомая шестерня привода уравновешивающего механизма; 29 - передний груз; 30 - промежуточная шестерня; 31, 36 - трубки; 32, 33 - ведущая и ведомая шестерни привода масляного насоса; 34 - масляный насос; 35, 37 - ведущая и ведомая шестерни механизма газораспределения.

См. также: Компрессионные и маслосъемные кольца. Головка блока цилиндров дизеля.