Коромысла клапанов и распределительные шестерни

Коромысла клапанов двигателя Т-16 14 представляют собой двуплечие рычаги, поворачивающиеся на стальном трубчатом валике. В резьбовое отверстие, имеющееся на одном конце коромысла, ввертывают регулировочный винт 12, изменяя зазор между торном стержня клапана и бойком коромысла клапанов.
Боек коромысла подвергнут поверхностной закалке на глубину 1-3 мм.
В отверстие коромысла запрессована втулка. Коромысла надеты на ось. Для смазки поверхности втулка имеет отверстие диаметром 4 мм и полость, в которой собирается масло, поступающее из полости оси коромысла.
Стойка оси коромысла клапанов отлита из серого чугуна. Ее крепят на головке цилиндра болтом и штифтом.
Пружина 17 предназначена для плотного прижатия в закрытом положении клапана к гнезду головки цилиндров.
Пружина изготовлена из пружинной проволоки B-1 диаметром 3.5 мм и оцинкована.
Впускной и выпускной клапаны 18 открывают и закрывают каналы головки цилиндров, через которые в камеру сгорания поступает воздух и отводятся отработанные газы. Впускной клапан изготовлен из стали 40Х, выпускной - из жароупорной стали Х9С2. Клапаны состоят из тарелки и стержня. Рабочей частью тарелки клапана является фаска, расположенная под углом 44?±30’. Этой фаской клапан прилегает к гнезду в головке цилиндров. Фаски гнезда и клапана тщательно притирают друг к другу.
Для вращении клапана во время протирки на тарелке имеется прорезь, в которую вставляют инструмент. В выточке на конце стержня клапанов устанавливают сухарики, а на них тарелку пружины.

Распределительные шестерни

Распределительные шестерни передают вращение от коленчатого вала распределительному валу и топливному насосу. Шестерни расположены на передней стенке картера двигателя. Для более плавного зацепления шестерни имеют спиральный зуб.
Боковой зазор между зубьями шестерни равен 0,1-0,3 мм.
Распределительная шестерня коленчатого вала находится в постоянном зацеплении с шестерней привода масляного насоса и промежуточной шестерней. На коленчатом валу ее закрепляют сегментной шпонкой. Про межуточная шестерня насажена на палец, запрессованный в картер, и находится в постоянном зацеплении с шестерней распределительного вала и шестерней привода топливного насоса.
Работает декомпрессионный механизм следующим образом.
Распределительная шестерня 35 коленчатого вала через промежуточную шестерню 25 и шестерню 37 приводит во вращение распределительный вал 5. Кулачок вала через толкатель, штангу и коромысло, сжимая пружину, утапливает клапан, вследствие чего надпоршневая полость цилиндра сообщается с атмосферой (при открытии впускного клапана поршня очищенного воздуха заполняет цилиндр, при открытии выпускного отработанные продукты выбрасываются наружу). При последующем вращении распределительного вала выступ кулачка отходит от толкателя и пол действием пружины клапан закрывается: коромысло, штанга и толкатель при этом возвращается в исходное положение. Затем процесс повторяется в соответствии с фазами газораспределения дизеля.
В отличие от Д-16 кулачковый вал Д-21А вращается во втулках.
Для синхронной работы механизма газораспределения с системой питания шестерни устанавливаются по меткам, как показано на рис. 15.

Рис. 15. Расположение приводных шестерен (Д-21А):
1 и 6 - ведомая и ведущая шестерни привода масляного насоса; 2 - ведущая шестерня распределения; 3 и 4 - ведомая и промежуточная шестерни привода ГРМ; 5 - шестерня привода ТНВД; 7 и 8 - шестерни привода уравновешивающего механизма.

См. также: Устройство коленвала двигателя Д-21А. Уравновешивающий механизм Д-16.