Картер дизеля Т-16

Картер двигателя Т-16 (рис. 3) является основной деталью, на которой смонтированы механизмы и детали двигателя. Он отлит из серого чугуна. Для необходимой прочности и жесткости картер имеет внутри перегородки и ребра. На верхней плоскости картера имеются два отверстия диаметром 108+0.07 мм с фасками для установки цилиндров. Шпильки крепления цилиндров ввертываю в резьбовые отверстия картера размером М14х2.
На верхней плоскости картера дизеля сделаны четыре отверстия диаметром 31+0,07 мм для втулок толкателей. Эти отверстия расположены симметрично относительно оси цилиндра и на расстоянии 84±0,1 мм друг от друга. После установки в эти отверстия втулок толкателей, их внутренние поверхности обрабатывают до диаметра 20+0,023 мм.



Рис. 3. Картер дизеля Д-16 в сборе:
1 – картер; 2 - крышки третьего коренного подшипника; 3 - крышка второго коренного подшипника; 4 - замковая шайба крышки подшипника; 5 – гайка; 6 – шпилька крепления крышек второго и третьего коренных подшипников; 7 - крышка первого подшипника; 8 - шпилька крепления крышки первого коренного подшипника; 9 – замковая шайба; 10 – прокладка; 11 – прокладка втулки толкателя; 12 - втулка толкателя.


На левой боковой стенке картера отлиты два внутренних кармана, необходимых для прохода шатунов при их передвижении. К приливу через переходную плиту крепится топливный насос. Для крепления масляных фильтров в конструкции картера предусмотрены фланцы с резьбовыми отверстиями под болты.
Между этими фланцами имеется литая выемка, в которой выполнено отверстие для трубки масляного щупа.
Вверху на правой боковой стенке картера сделаны два отверстия для валиков механизма декомпрессии и окно для шестерни привода гидросистемы. Ниже этого окна в приливе имеется резьбовое отверстие для редукционного клапана системы смазки двигателя. К фланцам и нижней части стенки картера крепится кронштейн генератора.
В передней стенке картера расположены клапаны системы смазки двигателя Т-16. В стенках картера сделаны отверстия под подшипники распределительного вала и палец промежуточной шестерни.
Передняя, средняя и задняя стенки картера в нижней части имеют утолщения с гнездами под вкладыши коренных подшипников. Для подачи масла к коренным подшипникам в картере дизеля имеются каналы, а на поверхности гнезда канавка.
Торцы всех утолщений стенок картера тщательно обработаны и служат для установки крышек коренных подшипников. Каждую крышку кренят к картеру двумя шпильками, ввертываемыми в отверстия М14x2, и гайками.
Гнездо второго коренного подшипника имеет с обеих сторон вы точки для бронзовых полуколец, фиксирующих коленчатый вал.
К задней стенке картера крепят картер маховика. На нижней обработанной поверхности картера сделаны десять резьбовых отверстий М10x1,25 для болтов крепления поддона.