Головка блока цилиндров дизеля Т-16

Цилиндр дизеля отлит из серого легированного чугуна. Для обеспечения необходимой площади охлаждения наружная верхняя часть его сделана ребристой (17 ребер). Ниже ребер на цилиндре имеется фланец с четырьмя отверстиями для крепления на картере. Под фланцем цилиндр имеет установочный поясок диаметром 10-0.05-0.14 мм для центрирования на картере. Поясок диаметром 110-0.05-0.14 мм имеется в верхней части для установки головки цилиндра.
Внутренний диаметр цилиндра дизеля равен 95+0.09 мм. По этому диаметру цилиндры делят на три размерные группы (табл. 2).

Таблица 2


Для обеспечения требуемого зазора между цилиндром и поршнем последние также разбиты на три размерные группы. Овальность и конусность внутренней поверхности цилиндра допускаются не более 0,03 мм.
Внутреннюю поверхность цилиндра для повышения прочности и износоустойчивости подвергают закалке токами высокой частоты на глубину 1.5 мм и отпуску до получения твердости по Роквеллу (шкала С) не менее 40. После закалки и отпуска внутреннюю поверхность цилиндра хонингуют.
На двигателях последних выпусков головку и цилиндр крепят анкерными шпильками. Для установки анкерных шпилек фланец в нижней части цилиндра заменен буртиком.

Головка блока цилиндра дизеля отлита из серого чугуна. Наружная поверхность головки, как и у цилиндра, сделана ребристой для увеличения площади охлаждения. На цилиндре головку крепят четырьмя шпильками, пропускаемыми в два отверстия диаметром 12,5+0.43 мм и два отверстия диаметром 13+0.019 мм. В два отверстия запрессованы втулки клапанов. Коническая поверхность с меньшим основанием диаметром 40+0.17 мм служит для установки впускного клапана, а поверхность с основанием диаметром 37+0.17 мм для установки выпускного клапана.
Эти поверхности сообщаются с впускным и выпускным каналами, отлитыми в теле головки.
На верхней части головки цилиндров дизеля у впускного канала имеется фланец, к которому на двух шпильках крепят впускной патрубок. Для крепления выпускного коллектора головка имеет фланец на боковой поверхности. В головке сделано отверстие диаметром 27+0.045 мм для установки предкамеры. В нижней части отверстия имеется горловина, а в верхней - резьба для крепления форсунки.
На нижней поверхности головка блока цилиндров дизеля Т-16 имеет расточку для установки на цилиндре. Расточка имеет поясок, на который надевают медное кольцо, уплотняющее стык между поверхностями головки и цилиндра. Сверху на головке, кроме фланца крепления впускного патрубка, имеется фигурный фланец, на котором крепят крышку клапанов и стойку оси коромысел при помощи шпильки, ввертываемой в резьбовое отверстие М10x1,5. Между фигурным фланцем головки и крышкой устанавливают пробковую прокладку. Во фланце сделано отверстие, в которое запрессовывают втулку, соединяющую пространство под крышкой клапанов с впускным каналом для создания разрежения пол крышкой и обеспечения подвода масла к клапанному механизму.
Два отверстия диаметром 26+0.28 мм служат для прохода штанг толкателей.
На боковых поверхностях головки блока цилиндров дизеля имеются резьбовые отверстия для крепления дефлекторов и вентилятора системы охлаждения.
Окончательно головку цилиндров обрабатывают после запрессовки в нее втулок (рис. 4) клапанов Втулки запрессовывают так, чтобы они выступали над поверхностью головки на 8 мм. На выступающие части устанавливают пружины клапанов. После запрессовки внутренние поверхности втулок развертывают до диаметра 9+0.03 мм. Конические поверхности головки притирают совместно с клапанами.

Рис. 4. Втулка клапана (Д-16).


Вставка предкамеры (рис. 5) изготовлена из жароупорной стали ЭСХ8.
Для прохода горящей смеси в надпоршневое пространство вставка в нижней части имеет сопло диаметром 7.5+0.1 мм. У головки цилиндра дизеля, отлитой из алюминиевого сплава, изменены формы впускного и выпускного каналов, вследствие чего улучшились процессы поступления воздуха в цилиндр и отвода отработавших газов. Для большей надёжности стойку оси коромысел и крышку клапанов на головке измененной конструкции крепят при помощи двух шпилек. Кроме того, для лучшей фиксации крышки в головку запрессован установочный штифт.


Рис.5. Вставка предкамеры (Д-16).


Для предохранения клапанного механизма и обеспечения его смазки головки цилиндров сверху закрывают литыми алюминиевыми крышками. Нижнюю поверхность крышки тщательно обрабатывают для создания необходимого уплотнения между головкой и крышкой. Центральное отверстие в крышке служит для шпильки крепления ее на головке цилиндра.

См. также: Картер дизеля трактора Т-16. Характеристики Т-16.