Картер маховика, крышка распределительных шестерен и коренных подшипников

Крышка распределительных шестерен отлита из алюминиевого сплава. На передней стенке картера крышку крепят шпильками. Четыре резьбовых отверстия на нижней плоскости крышки служат для крепления поддона двигателя, а два отверстия на верхней плоскости для крепления кронштейна стакана подшипника вентилятора.
Крышку люка 14 (см. рис. 2) пятью шпильками крепят на крышке распределительных шестерен, закрывая отверстие для доступа к приводу топливного насоса. Крышка распределительных шестерен самоходного шасси Т-16 отлита из алюминиевого сплава. В верхней части крышка имеет наклонный патрубок для заливки в двигатель масла и установки деталей сапуна. Между крышкой люка и крышкой распределительных шестерен установлена картонная уплотнительная прокладка.

Картер маховика

Картер маховика (5) отливаемый из чугуна, соединяет двигатель и коробку передач. На картере маховика двумя шпильками крепят стартер, шестерня которого входит при запуске двигателя в зацепление с венцом маховика. Для обеспечения нужного зацепления шестерни стартера с венцом маховика взаимное расположение картера маховика и картера двигателя определяется двумя установочными штифтами. Картер маховика крепят восемью шпильками, вставляемыми в отверстия фланца картера. К корпусу трансмиссии картер маховика крепят десятью болтами. Для герметичности между фланцами картеров маховика и двигателя устанавливают прокладку. К торцовой поверхности крепят фланец масляного поддона двигателя.
Коленчатый вал двигателя имеет три опоры, образованные постелями под вкладыши в стенках картера, крышками и вкладышами коренных подшипников.

Крышки коренных подшипников

Крышки отлиты из серого чугуна. Крышка первого коренного подшипника одновременно является корпусом масляного насоса. Такое совмещение имеет недостаток. Ввиду того, что крышку растачивают совместно с картером, при замене корпуса насоса необходимо заменять и картер. В целях устранения этого недостатка завод изготовил партию двигателей, у которых крышка и корпус масляного насоса являются отдельными деталями. Крышки коренных подшипников растачивают вместе с картером до диаметра 66+0.018 мм. Каждую крышку крепят к картеру двумя шпильками с гайками. Гайки крепления крышки контрят специальным пластинчатым замком. Чтобы вкладыши коренного подшипника не проворачивались в гнезде, каждый вкладыш имеет усики, которые входят в пазы в гнёздах картера. К крышке второю коренного подшипника на обоих торцах просверлено по два отверстия в которые запрессованы штифты крепления бронзовых полуколец, удерживающих коленчатый вал от продольного перемещения.

См. также: Цилиндр дизеля Т-16.