Шатун дизеля Д-16 и вкладыши шатунных подшипников

Шатун дизеля Д-16 трактора Т-16 11 изготовлен из стали 40Х и термически обработан. В верхней головке шатуна сделано отверстие диаметром 35+0.025 мм, в которое запрессована бронзовая втулка. При сборке во втулку вставляют поршневой палец 10. Стержень шатуна для обеспечения необходимой прочности и жесткости имеет двутавровое сечение. В нижней головке имеются два резьбовых отверстия 1М11x1, в которые ввертывают болты при креплении крышки. Для прохода болтов, в крышке сделаны два отверстия диаметром 11.4+0,24 мм. На торцах нижней головки и крышки нарезаны шлицы, обеспечивающие сопряжение шатуна с крышкой. Вкладыши шатунного подшипника устанавливают в отверстие диаметром 66+0.018 мм. Для их фиксации на внутренних поверхностях шатуна и крышки сделаны канавки, в которые входят усики вкладышей.
В верхней головке имеется отверстие для подвода смазки к поверхности втулки и поршневого пальца.
После запрессовки втулку верхней головки обрабатывают до получения отверстия диаметром 30+0.021+0.018 мм.
Шлицы шатуна дизеля и крышку обрабатывают за одну установку. Раскомплектовывать шатуны и крышки не разрешается. Оси отверстий нижней головки шатуна и втулки в верхней головке должны быть параллельны с точностью 0.04 мм на длине 100 мм. Разность в весе шатунов, входящих в один комплект, не должна превышать 10 г.

Вкладыши шатунных подшипников

Вкладыши шатунных подшипников 12 и коренных 33 и 34 подшипников выштампованы из стальной ленты и залиты алюминиевым сплавом АСМ. Такие вкладыши при высокой прочности обладают хорошими антифрикционными качествами. Вкладыши коренных подшипников отличаются от вкладышей шатунных наличием двух отверстий, через которые из магистрали масло поступает к коренным шейкам и во внутреннюю полость коленчатого вала.
Для надежной фиксации вкладыши шатунных подшипников имеют выштампованные усики, которые входят в канавки, имеющиеся на поверхности картера, шатуна и крышки нижней головки шатуна. Вкладыши взаимозаменяемы. Взаимозаменяемость достигается высокой точностью изготовления вкладышей.

Основные размеры вкладышей шатунных подшипников приведены в таблице 3.

Таблица 3


Наружная поверхность вкладышей облужена. Обслуживание способствует хорошей прирабатываемости вкладышей, предохраняет их от коррозии и обеспечивает плотное прилегание их к постелям в картере и шатуне.
Коренные и шатунные подшипники с такими вкладышами не требуют регулировки в течение всего периода эксплуатации шасси, а также подгоночных операций при замене вкладышей.
Зазор между шейками коленчатого вала и вкладышами у нового двигателя должен быть в пределах 0,067 - 0.126 мм.

См. также: Трактор Т-16 технические характеристики. Поршень на дизель.