Карданный вал Т-16

Карданный вал состоит из вилок с крестовинами и трубы, в которую с обоих концов запрессованы наконечники со шпоночными пазами для сегментной шпонки и отверстиями под шплинты. На хвостовики наконечников насажены пилки шарнира кардана.

С валом отбора мощности Т-16 вилки кардана соединена шлицованной втулкой, в выточку которой запрессован наконечник с обработанным хвостовиком для вилки. Вилки шарниров на хвостовиках наконечников закреплены шплинтами, а на шлицованной втулке и ведущем вале шкива сидят свободно, что позволяет карданному валу самоустанавливаться в осевом направлении.

Крестовина 25 (рис. 111) установлена во втулках 27 на игольчатых подшипниках 20. Втулки вставлены в отверстия вилки и удерживаются крышкой 28, прикрепленной к пилке двумя болтами.

Рис. 111. Шкив (Т-16):

1 - вал; 2 - сальник; 3 - подшипник; 4 - крышка; 5 - коническая шестерня; 6 - шпонка; 7- втулка; 8 - регулировочные стальные прокладки; 9 - подшипник; 10 - шайба; 11 - крышка стакана подшипника; 12 - стакан подшипника; 13 - вал; 14 - шкив; 15 - корпус; 16 - стакан подшипника; 17 - шайба; 18 - крышка стакана подшипника; 19 - регулировочные прокладки; 20 - распорная втулка; 21 - подшипник; 22 - пробка; 23 - крышка; 24 - кардан; 25 - крестовина; 20 - подшипник; 21 - втулки; 28 - крышка; 29 пресс-масленка.

Механизм привода обеспечивает передачу вращения валу 13 шкива 14, расположенного перпендикулярно продольной оси шасси. Вращение перелается конической шестерней 5 и шестерней вала 13, смонтированными в корпусе 15 шкива. Корпус 15 крепят слева на обработанной плоскости переднего бруса рамы четырьмя болтами.

На ведущий вал 1 насажена коническая шестерня 5 на шпонке 6. Шестерня закреплена на валу корончатой гайкой через шайбу 10, внутреннюю обойму подшипника 9 и распорную втулку 7. Этой же гайкой закреплены на валу подшипники 3 и 9. Задний подшипник 3 свободно может передвигаться в выточке корпуса. Наружная обойма подшипника 9 ведущего вала зажата в стакане 12 крышкой 11. Под фланцем стакана 12 установлены регулировочные стальные прокладки.

Ведомый вал 13 изготовленный заодно с конической шестерней, вращается в двух шариковых подшипниках.

На наружный шлицованный конец вала насажен приводной шкив 14 и закреплен корончатой гайкой, этой же гайкой через распорную втулку 20 закреплены на валу подшипники.

Наружный подшипник вала установлен в стакане 16, наружная обойма которого зажата а стакане крышкой 18. Под фланцем стакана 16 установлены металлические регулировочные прокладки 19.

При помощи прокладок 8 и 19, установленных под фланцы стаканов 12 и 16, регулируют зазор в конических шестернях и правильность их зацепления. В отрегулированной конической паре боковой зазор допускается в пределах 0.2-0.4 мм. Концы ведущего и ведомого валов уплотнены самоподжимными каркасными манжетами.

В крышке 23 имеется резьбовое отверстие дли заливки масла в корпус, а в крышке 4 - контрольное отверстие. Сливное отверстие закрыто пробкой 22. Корпус имеет фланец с четырьмя отверстиями для болтов крепления к переднему брусу. Частота вращения приводного шкива при номинальной частоте коленчатого вала двигателя составляет около 940 в минуту.

Для безопасности работы к шкиву придается предохранительный щиток 3 (см. рис. 110) и предохранительная планка 2. Щиток крепят к обработанной плоскости переднего бруса болтами крепления корпуса. Предохранительную планку 2, предварительно надетую на карданный вал, крепят болтами к лонжеронам рамы. Без щитка и планки работать со шкивом нельзя.

ТО приводного шкива сводится к периодической смазке шарниров карданного вала и механизма передачи, устранению неисправностей и регулировке.

После установки шкива и карданного вала на шасси, необходимо заполнить смазкой шарниры кардана и проверить уровень масла в корпусе шкива. Если уровень масла ниже нормального, необходимо долить до уровня конрольной пробки.

Если зазор в конических шестернях превышает 0,4-0,5 мм, необходимо его отрегулировать. Для этого нужно выполнить следующие операции:

- слить масло из корпуса и промыть шестерни дизельным топливом или кероисном; - снять крышки корпуса;

- провернуть несколько раз ведущий вал для установки конических шестерен на место, после чего пропустить между зубьями конических шестерен свинцовую пластину толщиной более 0.6 мм и шириной 5-7 мм;

- измерить толщину пластины после сжатия. При нормальном боковом зазоре толщина пластины должна находиться в пределах 0.2-0.4 мм. Если боковой зазор будет больше 0.5 мм, следует удалить часть регулировочных прокладок, помещенных под фланцем стакана подшипника ведомого вала или добавить нужное количество прокладок под фланец стакана подшипника ведущего вала. Затем нужно подтянуть болты крепления стакана подшипника и повторно проверить боковой зазор в конических шестернях. При регулировке необходимо обратить внимание на совпадение тыльных поверхностей обеих конических шестерен: несовпадение не должно превышать 1 мм. Если после удаления прокладок из-под фланца стакана подшипника ведомого вала тыльные поверхности шестерен не будут совпадать, необходимо под фланец положить прокладки толщиной, равной половине вынутых. Одновременно под фланец стакана подшипника ведущего вала следует положить прокладку толщиной, равной толщине прокладок, вынутых из-под фланца стакана подшипника ведомого вала.

См. также: Волокуша навесная.  Косилка навесная.