Насос гидросистемы Т-16

Шестеренчатый насос гидросистемы СШ Т-16 и его привод закреплены на левой, наружной стенке корпуса трансмиссии.

Привод насоса состоит из валика 13 (рис. 89), имеющего на одном конце кулачки для зацепления с соединительной муфтой, а на другом концу — шестерню 9, сидящую на шпонке 10. Валик 13 вращается в двух шариковых подшипниках 14. Одни подшипник установлен в расточке перегородки корпуса трансмиссии, а второй - в наружном стакане 4, закрепленном болтами одновременно с корпусом 1 привода и прокладками 3.

Рис. 89. Привод насоса гидросистемы (Т-16): 

1 - корпус механизма привода насоса; 2 - винт; 3 - прокладки; 4 - наружный стакан; 5 - стопорное кольцо; 6 - шайба; 7 - промежуточная шестерня; 8 - ось; 9 - шестерня; 10 - шпонка; 11 - стопорное кольцо; 12 - распорная втулка; 13 - валик; 14 - подшипник; 15 - пружинное кольцо; 16 - кулачковая муфта; 17 - гайка; 18 - резиновое кольцо; 19 - установочный винт; 20 - вилка; 21 - малый рычаг; 22 - большой рычаг; 23 - гайка; 24 - гайка фиксатора; 25 - фиксатор; 26 - пружина.

 

Промежуточная шестерня 7 насажена на ось 8, запрессованную в перегородку корпуса трансмиссии, и удерживается от осевых перемещений шайбой 6 и стопорным кольцом 5.

Промежуточная шестерня получает вращение от шестерни независимого вала отбора мощности и передает его через шестерню 9 валику привода.

На шлицевой конец вала ведущей шестерни масляного насоса насажена подвижная кулачковая муфта 16, которую для включения насоса вводят в зацепление с кулачками валика привода. Муфту перемешают по валу насоса при помощи вилки 20, закрепленной винтом 2 на валике рычагов, вращающемся в расточках корпуса привода гидронасоса. К наружному концу валика приварен малый рычаг 21 включения гидронасоса, имеющий на конце фиксатор 25 с гайкой 24 и пружиной 26; на валике 2, кроме того, закреплен гайкой 23 большой рычаг 22 включения насоса. Большой рычаг имеет два плеча. Нижнее плечо служит поводком для малого рычага, для чего оно имеет паз, в котором помешен стержень фиксатора. Верхнее плечо большого рычага представляет собой рукоятку, поворотом которой включают и выключают масляный насос.

Большой и малый рычаги в положениях "включено" и "выключено" фиксируются фиксатором, который входит в одно из двух углублений на корпусе привода, и стержнем большого рычага, входящего в вырез пола. Подшипники и шестерни привода смазываются маслом, заливаемым в корпус трансмиссии.

Насос необходимо включать только при полностью выключенном сцеплении или при неработающем двигателе, чтобы не поломать детали привода.

Привод насоса СШ Т-16М состоит из вала (рис. 90) имеющего на одном конце шлицы, а на другом - шестерню 14. Вал опирается на два шариковых подшипника 2 и 13. На ось 9 посажено промежуточную шестерню 8, получающую вращение от шестерни вала отбора мощности и передающей вращение валику привода насоса.

Привод обеспечивает постоянную работу маслонасоса при работающем двигателе.

Насос состоит из корпуса 1 (рис. 91), крышки 8 и качающего узла, в который входят ведущее 13 и ведомое 4 зубчатые колеса, два подшипника 3, два манжеты 2, 9 и пластина 7. Стык корпуса с крышкой уплотняется резиновым кольцом 6 круглого сечения.

Рис. 90. Привод насоса гидросистемы (Т-16М):

1 - прокладка; 2, 13 - подшипники; 3, 11, 12 - кольца; 4 - кольцо промежуточное; 5 - вал привода гидронасоса; 6 - пластина стопорная; 7 - шайба; 8 - шестерня промежуточная; 9 - ось; 10 - шпонка; 11 - шестерня привода.

Рис. 91. Насос гидросистемы (Т-16М):

1 - корпус; 2 и 9 - манжеты; 3 - подшипник; 4 и 13 - ведомая и ведущая шестерни; 5 - болт; 6, 10, 11 - кольца; 7 - пластина; 8 - крышка; 12 - штифт.

 

На боковой поверхности корпуса имеются пластинки с четырьмя резьбовыми отверстиями для крепления арматуры всасывающего и нагнетательного трубопроводов.

Для уменьшения внутренних перетечек мосла в насосе через зазоры между торцовыми поверхностями шестерен и подшипников применено автоматическое регулирование величины зазоров по торцам, которое происходит за счет поджима подшипников маслом высокого давления, поступающим со стороны нагнетания.

Оба подшипника 3 являются "плавающими" (самоустанавливающимися) и поджимаются к торцам зубчатых колес самостоятельно, что обеспечивает равномерную приработку рабочих плоскостей подшипников.

Масло, просочившееся через смазочные канавки и по цапфам шестерен, поступает по каналу на дне корпуса 1 и по пазам пластины 7 в плоскости, соединенные с камерой всасывания. Таким образом, все утечки масла попадают на добывающую магистраль насоса.

Приводной конец вала ведущей шестерни уплотнен резиновой самоподжимной манжетой. Предохранительного клапана в корпусе насоса нет.

При эксплуатации насоса следите за уровнем масла в картере, его качеством, а также за герметичностью всех соединении трубопровода, особенно всасывающего, так как подсос воздуха ведет к ценообразованию.

Шестеренный насос СШ Т-16МГ сдвоенный, обеспечивает подачу рабочей жидкости в устройства гидросистемы и гидравлического рулевого управления. Секции насоса 1 (рис. 92) образуют два независимых потока жидкости. Привод передает вращение к насосу постоянно при работающем дизеле.

Рис. 92. Насос гидросистемы с приводом (Т-16МГ): 

1 - секция насосная; 2, 5, 12 - прокладка; 3 - проставка; 4 - шайба; 6 - втулка; 7 - шестерня ведущая; 8 ось; 9, 11 - подшипник; 10 - вал приводной; 13 - шестерня; 14 втулка зубчатая.

См. также: Неисправности электрооборудования трактора. Рабочее оборудование трактора.