СШ T-16 и T-I6M оснащены механическим рулевым управлением. Тракторная рулевая колонка закреплена на фланце заднего бруса рамы. Внутри рулевой колонки расположен карданный вал 10 (рис. 66), который опирается внизу ни шариковый радиальный подшипник 5, закрепленный стопорным кольцом 7, а вверху он соединяется шарнирно с валом 12 и рулевым колесом 16.
Для обеспечения необходимого боковою зазора между зубьями шестерен под фланец кронштейна устанавливаются регулировочные прокладки, а пол шестерней 22 (рис. 70) - регулировочное кольцо 18.

Рис. 66. Рулевая колонка (Т-16М):
1, 18 - гайки; 2, 17 - стопорные шайбы; 3 - зубчатое колесо коническое; 4 - шпонка сегментная; 5 - подшипник; 6 - кольцо уплотнительное; 7, 15 - кольца стопорные; 8 - стойка нижняя; 9 - вал нижний; 10 - кардан; 11 - стойка верхняя; 12 - вал верхний; 13 - амортизаторы; 14 - шайба; 16 - рулевое колесо.


Зубчатый венец 22 валика шестерни 19 находится в зацеплении с венцом сектора 12, установленного на шлицах продольного вала 3. Вал расположен во внутренней полости правой трубы рамы шасси и опирается на два сферических двухрядных подшипника 5 и 7. Передний подшипник 5 удерживается крышкой 1, задний – гайкой 23 с распорной втулкой 24.
Боковой зазор между зубьями шестерни 22 и сектором 12 регулируется прокладками, установленными на наконечнике продольного вала между торцами ступицы сектора и распорной втулкой 24.
Рулевое управление T-16 - гидрообъемное, в котором отсутствует механическая связь меду рулевым колесом и управляемыми колесами моста. Гидросистема рулевого управлении состоит из шестеренного насоса 3 (рис. 67), насоса-дозатора 6, гидроцилиндра двухстороннего действия 5, бака 2 и маслопроводов.

Рис. 67. Гидропривод рулевого управления трактора (Т-16МГ):
1 - механизм рулевого управления; 2 - бак гидросистемы; 3 - шестеренный насос; 4 - маслопроводы; 5 - гидроцилиндр; 6 - насос-дозатор.


Механизм привода обеспечивает передачу вращения от рулевого колеса 15 (рис. 68) к хвостовику насоса-дозатора 1. Положение рулем колеса может регулироваться по высоте и углу наклона.

Рис. 68. Рулевая колонка (Т-16МГ):
1 - насос-дозатор; 2 - вал рулевого управления; 3 - стойка с рукояткой; 4 - винт; 5 - шайба; 6 - шарнир; 7, 10, 12 - втулки; 8 - труба; 9 - вал; 11 - гайка; 13 - контргайка; 14 - вал рулевой (верхний); 15 - колесо рулевого управления; 16 - зажим.


При работающем дизеле нагнетаемое шестеренным насосом масло подается к насосу-дозатору, который при вращении рулевого колеса в ту или другую сторону подает определенное количество масла в штоковую или бесштоковую полость гидроцилиндра (рис. 69). Перемещаясь, шток гидроцилиндра через поворотный рычаг воздействует на направляющие колеса.

Рис. 69. Гидроцилиндр рулевого управления трактора (Т-16МГ):
1, 2, 3, 4 - кольца; 5 - скребок; 6 - манжета; 7, 12 - кольца защитные; 8 - винт установочный; 9 - крышка передняя; 10 - шток; 11 - поршень; 13 - гайка; 14 - корпус цилиндра; 15 - подшипник.


При неработающем двигателе иди полностью выключенном сцеплении насос-дозатор переходит на ручной режим работы, при котором усилие на рулевом колесе и число его оборотов возрастают.
Использование ручного режима работы возможно только для кратковременного переезда.
При подготовке СШ к работе необходимо:
запустить двигатель, вращая рулевое колесо, установить поочередно направляющие колеса в крайние правое - левое положения, повторить эту операцию 5-6 раз. Рулевое колесо при этом должно поворачиваться плавно, без рывков, с усилием не более 50 Н. Если вращение рулевого колеса происходит с рывками, необходимо удалить воздух из гидросистемы (см. ТО).

См. также: Колеса Т-16. Передний мост трактора.