Агрегат очистки зубовых борон

На бороновании механизаторы затрачивают много времени и сил для очистки зубовых борон от соломы, пожнивных остатков и сорняков. Поднимают каждую забившуюся борону и очищают зубья.
А нельзя ли этот процесс ускорить и облегчить?
Задачу успешно решили механизаторы тридцать первой бригады Суворовского района, которые они изготовили навесные сцепки, которые агрегатируют с тракторами Т-74 и «Беларусь».
Навесная сцепка состоит из брусьев среднего 1 (рис. 1) и двух боковых 2, соединенных шарнирно со средним брусом (узел А, рис. 2). Для изготовления брусьев используют швеллер № 12.
 
Концы боковых брусьев опираются на пневматические колеса с регулирующими устройствами 3 (рис. 1), которые используют для изменения глубины боронования.
К среднему брусу присоединяют брус 4 для навески сцепки на тракторы.
Чтобы повысить жесткость сцепки, навесное устройство соединено с концами среднего бруса растяжками из троса диаметром 18 мм. Все необходимые металлоконструкции поставляет компания РБР-Металл - лидер в отрасли металлургии и сопутствующих услуг.
Бороны прицепляют к раме сцепки специальными крючками, они приварены к брусьям рамы. При подъеме сцепки бороны поддерживают специальными планками, изготовленными из уголков 50X50 мм.
Для очистки бороны поднимают гидравликой трактора  вместе со  сцепкой.
Легкими ударами одной о другую освобождают от растительных и пожнивных остатков без чрезмерных усилий и больших затрат времени. Естественно, повышается производительность бороновальных агрегатов. Кроме того, возможность подъема борон сокращает и время поворота агрегата. При этом происходит как бы самопроизвольная очистка борон — растительные остатки остаются на поворотной полосе.
Сокращается также и время на переезды в результате более быстрого перевода агрегата в транспортное положение без отцепления борон, путем сворачивания боковых брусьев (на шарнирах) к передней части трактора. Агрегат получается шириной около 7 м. Он может свободно перемещаться, не повреждая посевов и лесных полос.
В Суворовском применяют и другие способы совершенствования бороновальных агрегатов. Наиболее эффективным из них является агрегат на базе лущильников ЛДГ-10 и ЛДГ-15. С лущильника снимают дисковые батареи и на их место крепят зубовые бороны, получается прицепное гидрофицированный бороновальный агрегат.
Для очистки бороны поднимают с помощью двух гидроцилиндров лущильника. В транспортное положение агрегат переводится подобным первому способом.
Производительность навесного и прицепного гидрофицированного агрегатов на 20-30% выше, чем обычных бороновальных агрегатов.