Особенности агрегатирования трактора МТЗ-80

Колесные пропашные энергонасыщенные тракторы МТЗ-80, производство которых на Минском тракторном заводе начато в 1974 г., имеют целый ряд особенностей, отличающих их от тракторов МТЗ-50.
На тракторе МТЗ-80 применены: гидросистема с силовым и позиционным регулированием глубины обработки почвы, гидроувеличитель сцепного веса (ГСВ), гидросистема с большей грузоподъемностью, автоматическая блокировка дифференциала, пневмопривод к тормозам прицепов, гидрокрюк с механической фиксацией, управляемый с рабочего места, шины задних колес более высокой грузоподъемности и лучшими тягово-сцепными качествами, 18 передач переднего хода и транспортные скорости до 34 км/час, ВОМ с тремя диапазонами оборотов—548, 1013 и синхронный, подрессоренная и шумоизолированная кабина с зеркалами заднего вида. Мощность двигателя увеличена до 55/59 кВт (75/80 л. с).
Правильное использование этих узлов и умение выбрать соответствующий способ регулирования глубины обработки почвы в зависимости от условий работы позволяют эффективно использовать трактор на более высоких скоростях и с более высокой производительностью (по сравнению с МТЗ-50) на пахоте, сплошной культивации, посеве, уборочных и транспортных работах.
Силовой регулятор используется с навесными плугами ПЛН-3-35, ПН-3-35Б, создающими усилие в верхней тяге трактора, и применяется на почвах с ровным рельефом и постоянной плотностью. При этом способе регулирования опорное колесо плуга не участвует в работе (подмято в верхнее положение или снято с плуга).
Регулируется глубина пахоты за счет воздействия составляющей тягового сопротивления плуга, передаваемого на центральную тягу трактора, датчик и систему тяг и рычагов.
 
1.   Переключатель силового регулятора: а — 1 — рукоятка переключения; 2 — ручка регулирующего крана;
б — лючок; в — 1 — рукоятка; 2 — фиксатор; 3 — маховичок; 4 — зубчатый сектор.
 
Порядок работы. Рукоятку 1 (рис. 1а) переключателя силового регулятора, расположенную под лючком (рис. 16), расположенным под сиденьем, установить в крайнее левое (по ходу трактора) положение так, чтобы ее хвостовик вошел в паз на рычаге. Для легкости переключения  орудие  приподнимают  над  землей.
В начале гона рукоятку 1 (рис. 1в) управления силовым регулятором устанавливают на зубчатом секторе 4 в положение, обеспечивающее необходимую глубину пахоты. Затем перемещают по сектору маховичок 3 ограничителя до упора в рукоятку и закрепляют его. Рычаги 1, 2 и 3 (рис. 2) управления распределителем должны быть установлены в положение «нейтральное», а рычаг 6 ГСВ — в положение «заперто».
Для подъема орудия в конце гона рукоятку 1 (рис. 1в) перемещают в крайнее заднее положение и удерживают в этом положении до полного подъема орудия. Окончив подъем, рукоятку отпускают и она возвращается в нейтральное положение — до упора в фиксатор 2 (рис. 1в).
После поворота агрегата рукоятку 1 опять перемещают до упора в маховичок ограничителя для опускания орудия. Ручкой 2 (рис. 1а) регулирующего крана пользуются в случае возникновения толчков при силовом регулировании. Для этого ее поворачивают назад, пока толчки не исчезнут.
При пахоте на небольшую глубину и на легких почвах, когда сопротивление почвы невелико, рекомендуется применять ГСВ (с участием опорного колеса).
 
2.   Рычаги управления распределителем: 1, 2 — рычаги управления выносными цилиндрами;
3 — рычаг управления задним цилиндром; 4 — блокирующее устройство; 5 — маховичок;  6 — рычаг управления ГСВ.
 
Рычаг 6 (рис. 2) ГСВ устанавливают в положение «сброс давления» и удерживают в этом положении 2-3 с, пока орудие полностью заглубится.  Благодаря блокирующему устройству 4 рычаг 3 распределителя установится в положение «подъем». Затем надо освободить рычаг ГСВ, и он возвратится в позицию «включен» (число операций на тракторе МТЗ-80 по сравнению с МТЗ-50 уменьшено). Маховичок 5 закручивают против часовой стрелки до отказа. Если орудие не выглубляется в работе, маховичок оставляют в этом положении. Если же орудие выглубляется, уменьшают величину подпора, поворачивая маховичок в обратную сторону до прекращения выглубления. В конце гона рычаг ГСВ устанавливают в положение «выключено», рычаг распределителя после подъема орудия самоустановится в положение «нейтраль». После поворота агрегата рычаг ГСВ вновь устанавливают в положение «сброс давления».
Обрабатывая уплотненные участки, когда копирование рельефа опорными колесами нарушается, нужно перевести рукоятку ГСВ в позицию «сброс давления» и удерживать ее до окончания уплотненного участка (или уменьшить маховичком подпор, если участок имеет большую длину). ГСВ можно использовать также с навесными паровыми культиваторами, картофелекопателями, полунавесными картофелеуборочными комбайнами ККУ-2, ККМ-4.
На тракторе имеется также позиционное регулирование, когда каждому положению рукоятки 1 (рис. 1в) соответствует определенное положение орудия по высоте. Применяется оно на полях с выравненным рельефом без участия опорных колес, а также с орудиями, работающими над поверхностью поля (навесными опрыскивателями, разбрасывателями удобрений). Для включения позиционного регулятора ручку переключателя 1 (рис. 1а) поворачивают вправо так, чтобы ее хвостовик вошел в паз рычаг, а ручку 2 крана — вперед по ходу трактора. Переключение следует осуществлять при  крайнем верхнем положении механизма навески. Порядок работы рукояткой 1 (рис. 1в) такой же, как и с силовым регулятором. Не рекомендуется работать с затупленными лемехами и изношенными полевыми досками, так как это приводит к боковому уводу плуга, поломкам ограничительных цепей механизма навески (при их закорачивании). Цепи должны обеспечивать свободное перемещение плуга в горизонтальной плоскости в рабочем положении и ограничивать раскачивание в транспортном, что достигается соответствующей регулировкой болтов на кронштейнах цепей.
На плугах для каменистых почв ПКС-3-35 силовое реуглирование не может применяться, так как плуги имеют в верхней присоединительной тяге шарнирное звено. Такое соединение и увеличенная высота стойки плуга могут привести к задеванию стойкой плуга заливной горловины топливного бака в транспортном положении. Чтобы исключить такие случаи, ограничивают высоту подъема плуга перемещением упора 1 (рис. 4) гидромеханического клапана 2 заднего цилиндра.
 
4.   Задний цилиндр: 1 — упор регулирования хода штока; 2 — гидромеханический клапан.
 
 
Для улучшения сцепных качеств на пахоте, когда правое колесо трактора движется по борозде и нагрузка на ведущие колеса распределяется неравномерно (левое колесо загружено недостаточно), а также при повышенной влажности на других работах надо пользоваться автоматической блокировкой дифференциала. Ее включают при помощи маховичка, установленного на корпусе гидроусилителя руля с левой стороны по ходу трактора под облицовкой. Открыв облицовку, нужно установить маховичок (рис. 3) в позицию «включено» (нижнее положение), до совмещения меток на маховичке и корпусе.
Необходимо иметь в виду, что постоянное положение маховичка — «выключено», и поэтому при работе на твердом грунте его нужно выключать. В этом случае работа с включенной блокировкой создаст повышенный износ шин и механизма блокировки.
Работая с силосо- и кукурузоуборочными комбайнами КС-1,8, КС-2,6, КУФ-1,8, КИР-1,5, КОП-1,4В, картофелеуборочными ККУ-2А, ККМ-4, пресс-подборщиками, картофелекопателями, надо соблюдать следующее.
 
3.   Корпус гидроусилителя руля: 1 — маховичок блокировки дифференциала.
 
Перед началом работы убедиться в наличии свободного хода рычага включения ВОМ без задевания и проверить регулировку натяжения тормозных лент. Поставить наружные зеркала заднего вида. Убедиться, что вилка прицепного устройства, с которой соединяются машины КОП-1,4В и другие, закреплена на поперечине двумя штырями. Картофелеуборочные комбайны присоединяют к шарнирам нижних тяг специальной балкой. Для получения необходимых зазоров между балкой и карданной передачей в поднятом положении ограничивают ход заднего цилиндра. При работе с машинами, у которых прицепное устройство зафиксировано (КС-1,8, КС-2,6 и другие), упор подводят вплотную к клапану, что исключит случайный подъем прицепного устройства.
Уменьшение колебаний (вибраций), создаваемых картофелеуборочным комбайном, достигается соединением вилок раскосов навески с нижними тягами через пазы.
Перед навеской картофелесажалки СН-4Б нужно убедиться, что длина раскосов максимальная, то есть не менее 515 мм. При меньшей длине возможно повреждение фонарей электрооборудования бункерами сажалки при ее подъеме.
Работая с сажалкой, надо использовать синхронный ВОМ. Это улучшает качество раскладки клубней и значительно уменьшает их потери. Присоединяя к ВОМ карданную передачу, нужно убедиться, что вал и труба соединены так, что внутренние вилки шарниров расположены ушками в одной плоскости, а предохранительная муфта при перегрузках срабатывает. Включают ВОМ плавно, раскручивая его постепенно от малых оборотов до полных, и начинают движение агрегата только при вращающихся на полных оборотах рабочих органах машины. После остановки агрегата ВОМ выключают, когда комбайн полностью освободился от массы. ВОМ также выключают перед поворотом прицепной машины и перед подъемом навесной.
Нельзя включать ВОМ, когда на жатке комбайна лежит скошенная масса или машина забилась. Прежде всего необходимо очистить ее и провернуть карданный вал ломиком вручную до полного оборота транспортера жатки.
При подборе валков комбайном КС-1,8 регулируют положение верхнего и нижнего барабанов питающего аппарата так, чтобы происходила подпрессовка массы и исключалось забивание, потому что толщина, слоя массы, поступающей в питающий аппарат при подборе валков, значительно больше, чем при скашивании.
Нельзя работать с пробуксовывающим ВОМ. Это приведет к износу накладок тормозных лент и барабана.
Вниманию механизаторов. На тракторе имеется, кроме ВОМ I с частотой вращения 548 об/мин, ВОМ II —1013 об/мин. Он введен для передачи повышенной мощности с меньшим крутящим моментом и уменьшения тем самым нагрузок на ВОМ и карданную передачу.
Все существующие в настоящее время машины рассчитаны на частоту вращения ВОМ 548 об/мин и включение для их привода ВОМ II с частотой вращения 1013 об/мин приводит к поломкам. От ВОМ II работает, например, стационарный транспортер-загрузчик ТЗБ-30.
Какие легковые автомобили предпочитают механизаторы? Как гласит статистика, чаще всего это автомобили импортного производства Фольксваген Тигуан tiguan-vw.ru и Fiat Punto - fiat-punto-cars.info, а какие авто предпочитаете вы?