Система охлаждения Т-16 устроена следующим образом. Тепло от сгорающего в цилиндрах топлива не все расходуется на полезную работу. Значительная часть тепла передается стенкам цилиндров, поршням и другим деталям, вызывая повышение их температуры.
Для отвода тепла от деталей, соприкасающихся с горячими газами, и поддержания температуры этих деталей в допустимых пределах: в рассматриваемых дизелях применена система воздушного охлаждения: тепло от наружных стенок цилиндров и головок передается непосредственно в окружающий воздух. Так как коэффициент теплопередачи от стенок цилиндров и головок к воздуху невелик, то для надежного охлаждения двигателя значительно увеличивают наружные поверхности цилиндров и головок, делан их ребристыми. Для увеличения интенсивности охлаждении используется вентилятор. Расположение устройств системы охлаждения Д-16 и Д-21А видно из рис. 45 и 46. Вентилятор системы охлаждении центробежного типа. Он установлен на правой стороне дизеля и приводится во вращение клиноременной передачей.

Рис. 45. Схема системы охлаждения трактора Т-16 (Д-16):
1 - передний дефлектор; 2 - средний дефлектор; 3 - задний дефлектор; 4 - стяжной болт; 5 - планка; 6 - шпилька; 7 - вентилятор.


Рис. 46. Система охлаждения двигателя Д-21А;
1 - ведущий шкив привода вентилятора; 2 - приводной ремень; 3 - генератор; 4 - ведомый шкив привода вентилятора; 5 - защитная сетка; 6 - гайка; 7 - подшипник; 8 - вал вентилятора; 9 - направляющий аппарат вентилятора; 10 - стяжной болт; 11 - отражатель; 12 - передняя упорная втулка; 13 - рабочее колесо (ротор) вентилятора; 14 - задняя упорная втулка; 15 - дроссельный диск; 16 - головка цилиндра; 17 - задний дефлектор; 18 - цилиндр; 19 - средний дефлектор; 20 - передний дефлектор.


Надлежащая работа системы воздушного охлаждения трактора обеспечивается равномерным обдувом нагревающихся поверхностей воздухом.
Для этого применено три щитка (дефлекторы) из листовой стали, прикрепленные шпильками и гайками. Контроль за тепловым режимом дизеля осуществляется (Д-21А) по термометру, расположенному в системе смазки.
Детали вентиляторной установки представлены на рис. 47.

Рис. 47. Детали вентиляторной установки (Д-21А):
1, 10, 34, 45 - гайка; 2, 13, 15, 24, 29, 43, 46, 48, 32, 33 - шайба; 3 - диск дроссельный в сборе; 4 - ротор; 5 - шпонка сегментная; 6 - направляющий аппарат; 7, 16, 41 - дефлектор средний, передний и задний; 8, 20, 22, 25 - шпилька; 9 - скоба; 11, 14 - планка верхняя и болт крепления; 12, 17, 55 - болт; 18 - ремень приводной; 19, 26 - шкив ведущий и натяжной; 21 - корпус; 23 - гайка-барашек; 27 - подшипник; 28 - ось шкива; 30 - кольцо специальное; 31 - кронштейн; 35 - палец резьбовой; 36 - винт хомута; 37, 44 - палец; 38 - шплинт; 39 - планка крепления кожуха; 40 - кожух в сборе; 42 - хомут крепления; 47 - шпилька специальная; 49 - корпус; 50 - пружина; 51 - ступица; 52 - втулка; 53 - ось; 54 - крышка ступицы.


В данной категории нет материалов.