Устройство системы питания дизельного двигателя, топливный бак дизеля

Система питания двигателя Д-16 (рис. 17) устроена из следующих основных устройств: топливного бака 5, фильтра-отстойника 6, топливного фильтра 11, топливного насоса 9 с подкачивающим насосом, регулятора 7, топливопроводов низкого и высокого давления, форсунок 1, воздухоочистителя 3, впускного коллектора 2, выпускного трубопровода с искрогасителем.
Из бака топливо через фильтр-отстойник поступает по топливопроводу к подкачивающему насосу. Под небольшим давлением от подкачивающего насоса топливо по топливопроводу 10 низкого давления поступает в фильтр, где очищается от механических примесей. Очищенное топливо по топливопроводу 10 поступает в канал головки топливного насоса высокого давления (ТНВД). Из головки насоса топливо попадает во внутреннюю полость гильз плунжерных пар и под давлением 12,5 МПа по топливопроводам 8 высокого давления поступает в форсунки, которые в конце такта сжатия впрыскивают топливо в предкамеры головок цилиндров.

Рис. 17. Устройство системы питания дизельного двигателя Д-16:
1 - форсунка; 2 - впускной коллектор; 3 - воздухоочиститель; 4 - подкачивающий насос; 5 - топливный бак дизеля; б - фильтр-отстойник; 7 - регулятор; 8 и 10 - топливопроводы; 9 - ТНВД с подкачивающим насосом; 11 - топливный фильтр.


Избыток топлива из головки насоса возвращается по трубке в подкачивающий насос. Просочившееся через зазоры между деталями форсунки топливо стекает по сливным трубкам.

Топливный бак дизеля

Топливный бак дизеля (рис. 18) расположен под сиденьем оператора и прикреплен болтами к стойкам сиденья.

Рис. 18. Топливный бак дизеля (Д-16):
1 - патрубок; 2 - крышка; 3 - заливная горловина; 4 - указатель уровня топлива; 5 - бак; 6 - амортизационные прокладки; 7 и 14 - сетчатые фильтры; 8 - сливной краник; 9, 12 и 15 - трубки; 10 - расходный краник; 11 - перегородки бака; 13 и 16 - штуцеры.


Для амортизации между фланцем топливного бака трактора Т-16 М и трактора Т-16 МГ  и стойками помещены резиновые прокладки 6. Бак состоит из двух частей, выштампованных из листовой стали и приваренных друг к другу.
К верхней и нижней частям бака приварены перегородки 11, которые служат для придания баку жесткости и смягчения гидравлических ударов при движении шасси. В верхней части приварена заливная горловина в которую вставлены воронка 1 и указатель уровня топлива 4. Горловина закрыта крышкой 2. Боковая поверхность воронки имеет отверстия для прохода топлива и обернута приваренной к ней сеткой. Топливо, проходя через сетку, очищается от примесей.

См. также: Устройство и назначение цилиндра дизеля и шатуна дизеля Т-16.