Топливный насос высокого давления (ТНВД) Т-16

Для отвода воздуха на головке топливного фильтра дизеля закреплен продувочный краник 3, состоящий из шарикового клапана, штуцера и иглы с рукояткой.
Из корпуса топливо сливают через отверстие, закрываемое пробкой 14.
Для подачи топлива в камеры сгорания в необходимом количестве и в определенные моменты работы на двигатель Д-16 устанавливается двухплунжерный ТНВД. Насос нагнетает топливо к форсункам под давлением 12,5 МПа.
ТНВД состоит из следующих основных деталей: корпуса 32 (рис. 20), головки 1. плунжерных пар 16, нагнетательных клапанов 5, толкателей 24 плунжеров, кулачкового валика 25, рейки 30, фрикциона 18, шлицевой втулки 28 и плиты 31 крепления.
Корпус топливного насоса высокого давления (ТНВД) отлит из серою чугуна и имеет верхнюю полость, и которой расположены толкатели, пружины и рейка, и нижнюю полость, в которой находится кулачковый валик 25. Верхняя и нижняя полости разделены перегородкой с двумя отверстиями, в которых перемешаются толкатели 24. На боковой стенке корпуса насоса имеется люк для доступа к расположенным внутри корпуса механизмам. Люк закрыт чугунной крышкой 10 с приливам, в котором имеется отверстие для заливки масла, закрываемое пробкой 11. На противоположной стенке корпуса имеется прилив с отверстием, в которое ввернут указатель 14 уровня масла, и отверстие, закрываемое пробкой 15 для слива масла. К передней и задней стенкам корпуса прикреплены фланец 19 крепления регулятора и установочный фланец 29. В гнезда фланцев запрессованы шарикоподшипники 20, являющиеся опорами кулачкового валика. Кроме того, в отверстие в задней стенке запрессована бронзовая втулка рейки 30. Другой конец рейки входит в отверстие с лыськой в передней стенке. Лыски в отверстии и на стенке устраняют возможность проворачивания рейки вокруг оси. На передней стенке закреплена плита 31, при помощи которой насос монтируют на двигателе. На нижней стенке корпуса имеются два технологических отверстия, закрытых заглушками. К верхней плоскости двумя шпильками 4 с гайками прикреплена головка 1 в сборе с плунжерными парами 16 и нагнетательными клапанами 5.

Рис. 20. Топливный насос высокого давления (ТНВД) 2НТ-8,5х10:
1 - головка; 2 - зажим; 3 - штуцер; 4 - шпилька; 5 - магистральный клапан; 6 - прокладка; 7 - втулка; 8 и 9 - прокладки; 10 - крышка; 11 - заливная пробка; 12 - хомутик; 13 - болт; 14 - указатель уровня масла; 15 - пробка для слива масла; 16 - плунжерная пара; 17 - гайка; 18 - фрикцион; 19 - фланец крепления регулятора; 20 - шарикоподшипник; 21 - регулировочные прокладки; 22 - защитная шайба; 23 - пружина; 24 - толкатель плунжера; 25 - кулачок валика; 26 - замковая шайба; 27 - гайка; 28 - шлицевая втулка; 29 - установочный фланец; 30 - рейка; 31 - плита крепления; 32 - корпус насоса.


Для центрирования головка имеет две втулки 7, входящие в отверстия корпуса насоса. Головка насоса от акта из серого чугуна.
Для подвода топлива во внутреннюю полость гильз в головке имеются два продольных канала, сообщающиеся между собой поперечным каналом. Топливо, прошедшее через фильтр, поступает в правый канал и из него к плунжерным парам.
Избыток топлива через поперечный канал поступает в левый канал и из него через перепускной клапан попадает по трубке в подкачивающий насос. Перепускной клапан открывается при давлении 0,04-0,06 МПа.

См. также: Где купить распределительные шестерни Т-16. Устройство системы питания дизельного двигателя.