Регулятор давления ТНВД

Для поддержания заданного оператором скоростного режима двигателя путем изменения подачи топлива в соответствии с колебаниями внешней нагрузки служит всережимный регулятор с корректором подачи топлива и автоматическим обогатителем (расположен в отдельной секции ТНВД).
Вал регулятора давления ТНВД Т-16 вертикальный, вращается в двух шариковых подшипниках, приводится во вращение парой конических шестерен от кулачкового вала.
Ступица 4 (рис. 30) связана с валом регулятора 11 через демпферную пружину 26, блокировочную шайбу 3 и штифт 27. Такое соединение обеспечивает снятие динамических нагрузок и колебаний, передающихся от привода насоса, и исключает возможность "разноса" двигателя при поломке пружины.

Рис 30. Схема регулятора давления ТНВД НД 21/2-4:
1 - шестерня ведущая; 2 - шестерня ведомая; 3 - шайба блокировки вала регулятора; 4 - ступица регулятора; 5 - груз регулятора; 6 - пружина запуска; 7 - дозатор; 8 - тяга; 9 - эксцентриковый палец; 10 - основной рычаг регулятора; 11 - вал регулятора; 12 - втулка рычажная; 13 - винт максимальных оборотов; 14 - контргайка; 15 - винт "стоп"; 16 - рычаг управления регулятором; 17 - ось рычага управления; 18 - пружина регулятора; 19 - ось рычага корректора; 20 - рычаг корректора; 21 - винт регулировочный корректора; 22 - пружина корректора; 23 - шток корректора; 24 - корпус корректора; 25 - муфта регулятора; 26 - пружина демпферная; 27 - штифт; 28 - вал привода подкачивающего насоса.


При работе двигателя всякое изменение нагрузки приводит к изменению частоты вращении коленчатого вала. Грузы, преодолевая натяжение пружины регулятора, расходятся под действием центробежных сил с увеличением числа оборотов или же сходятся при их снижении. Отклонение грузов вызывает перемещение муфты 25 (рис. 30) и основного рычага 10, которое передается через систему рычагов к дозатору. Подача топлива при этом уменьшается или увеличивается, благодаря чему обеспечивается заданная частота вращении коленчатого вали двигателя.
Работа регулятора давления ТНВД НД 21 при пуске двигателя. Для запуска двигателя рычаг управления 16 регулятором устанавливается в промежуточное положение. Основной рычаг 10 под действием пружины запуска 6 выбирает зазор в соединении с осью 19 рычага корректора 20, устанавливается в крайнее нижнее положение и через систему рычагов устанавливает дозатор 7 в крайнее верхнее положение, обеспечивая необходимое для запуска двигателя увеличение цикловой подачи топлива.
После пуска двигателя с увеличением частоты вращения кулачкового вала насоса центробежная сила грузов 5, преодолевая усилие пружины запуска 6, перемешает муфту регулятора 25, основной рычаг 10 и дозатор 7 в сторону уменьшения подачи топлива до включения в работу пружины регулятора 18.
Работа регулятора при максимальной частоте вращении коленчатого вала двигателя в режиме холостого хода. При работе двигателя с максимальной частотой вращения в режиме холостого хода основной рычаг 10 находится в таком положении, когда центробежная сила грузов, приложенная к нему через муфту регулятора 25, уравновешивается усилием пружины регулятора и через систему рычагов устанавливает дозатор 7 в положение, при котором обеспечивается соответствующая подача топлива. Зазор в сопряжении основного рычага 10 и рычага корректора 20 выбран, и они работают как один рычаг. Корректор в работе не участвует.
Работа регулятора ТНВД при нормальной нагрузке двигателя. По мере увеличения нагрузки двигателя oт холостого хода до номинальной частота вращения вала двигателя и насоса снижается. Центробежная сила грузов, действующая на основание рычага 10 через муфту 25, уменьшается. Основной рычат 10 и рычаг корректора 20 под действием пружины регулятора 18 перемешается в сторону увеличения подачи топлива до соприкосновения рычага корректора 20 со штоком корректора 23, усилие от центробежных сил грузов уравновешивается усилием пружины регулятора. При увеличении нагрузки рычаг 10 упирается в шток корректора. Соответственно колебаниям рычага 10 дозатор 7 изменяет свое положение на плунжере и, таким образом, изменяет подачу топлива.

Работа регулятора давления ТНВД при перегрузке двигателя. При увеличении нагрузки выше поминальной происходит заметное снижение частоты вращения коленчатого вала двигателя и вала насоса.
Усилие от центробежной силы грузов уменьшается, основной рычаг 10 и рычаг корректора 20 под действием пружины регулятора 18 перемещается в сторону увеличения подачи топлива, нажимая на шток 23 и сжимая пружину корректора 22. При этом дозатор 7 получает дополнительный ход, увеличивая подачу топлива и, следовательно, крутящий момент двигателя.

Работа регулятора при остановке двигателя (принудительном выключении подачи топлива). Выключение подачи топлива происходит установкой рычага управления 16 в положение "Стоп". При этом пружина регулятора толкает вниз основной рычаг, который устанавливает дозатор в крайнее нижнее, положение подача топлива к форсункам прекращается.

См. также: Распылитель дизельной форсунки Т-16. Топливопроводы высокого давления.