При работе двигателя Т-16 в результате действия сил трения изнашиваются трущиеся поверхности деталей, последние нагреваются, снижается мощность двигателя. Уменьшение потерь на трение и, следовательно, уменьшение износов достигается непрерывным подводом смазки (системы смазки трактора) к трущимся поверхностям деталей. Между рабочими поверхностями деталей, образуется масляная пленка, отделяющая одну поверхность от другой, благодаря чему уменьшаются потери на трение и уменьшается износ деталей двигателя. Непрерывная циркуляция масла обеспечивает также отвод тепла, выделяющегося при трении.

В рассматриваемых дизелях применена комбинированная система смазки трактора. Наиболее нагруженные трущиеся поверхности смазываются под давлением, остальные - разбрызгиванием. Под давлением масло поступает к сопряжениям коренных и шатунных подшипников, подшипников распределительного вала, зубчатых колес распределительного механизма, подшипников валика уравновешивающего механизма, коромысел клапанов. Остальные детали смалываются разбрызгиванием: масло выдавливается из зазоров и специальных отверстий, стекает и масляный картер, образуя масляный туман.
Схема системы смазки дизеля Д-16 показана на рис. 34.

Рис. 34. Схема системы смазки трактора и двигателя Д-16:
1 - горизонтальный канал; 2 - наклонным канал; 5 - редукционный клапан; 4 - шестерня масляного насоса; 5 - маслоподводящая трубка; 6 - поддон картера; 7 - маслоприемник; 8 - сапун; 9 - маслоналивная горловина; 10 - наклонный канал; 11 - вертикальный канал; 12 - масломерная линейка; 13 - перепускной клапан фильтра; 14 - палец; 15 - фильтр грубой очистки; 16 и 18 - трубки; 17 - фильтр тонкой очистки; 19 - манометр; 20 - трубка к манометру; 21 и 22 - каналы ко второму и третьему коренным подшипникам; 23, 24, 25 и 26 - каналы в коленчатом вале.

См. также: Насос НД-21 и его принцип действия.