Работа системы смазки Т-16

Работа системы смазки двигателя следующая. Масло в двигатель заливают через маслозаливную горловину 9, выполненную в крышке люка шестерни привода топливного насоса. Крышка маслозаливной горловины объединена с сапуном 8.
Из заливной горловины масло проходит в полость распределительных шестерен и оттуда стекает в поддон 6 картера. Уровень масла в поддоне проверяют масломерной линейкой 12.
Масло из поддона засасывается вращающимися шестернями 4 насоса через сетку маслоприемника 7. Выходящее из насоса под давлением масло по каналам в насосе и картере поступает к внутренней трубке 5 и по ней в фильтр 15 грубой очистки. Пройдя фильтрующий элемент фильтра грубой очистки, основная часть масла поступает в вертикальный канал 11. Небольшая часть масла поступает по трубке 16 из фильтра грубой очистки в фильтр 17 гонкой очистки. Дополнительно профильтрованное масло по трубке 18 сливается в поддон.
Из фильтра грубой очистки по вертикальному каналу масло подастся к пальцу 14 промежуточной шестерни. К подшипнику шестерни масло поступает по каналам в пальце. По кольцевой канавке в пальце масло попадает в канал 10 и из него к первому коренному подшипнику. Часть масла проходит по канавке между вкладышами к наклонному каналу 2 и из него в горизонтальный канал 1. Из этого канала масло по каналам 21 и 22 подается ко второму и третьему коренным подшипникам коленчатого вала.
От второго коренного подшипника по каналу 24 в коленчатом валу масло попадает по внутреннюю полость коренной шейки. Из этой полости масло по каналам 23 и 25 в щеках поступает во внутренние полости шатунных шеек, где подвергается дополнительной очистке под действием центробежных сил, и по каналам 26 в щенках попадает к шатунным подшипникам.
Масло, выдавливаемое из зазоров в коренных и шатунных подшипниках, разбрызгивается вращающимися деталями двигателя и смазывает стенки цилиндров, поршни, втулки верхних головок шатунов, толкатели, кулачки и подшипники распределительного вала. Масло, выходящее из подшипника промежуточной шестерни, растекаясь но шестерне, попадает на зубья сопряженных с ней шестерен, а также разбрызгивается в картере шестерен и смазывает подшипник шестерни привода топливного насоса.
Для улучшения смазки в шестерне привода топливного насоса (ТНВД НД 21) и ее втулке имеются радиальные каналы, а на внутренней поверхности втулки спиральные канавки.
Работа системы смазки клапанного механизма следующая. Вследствие того, что полость под крышкой клапанов сообщается с впускным каналом головки, сюда передается разрежение во время хода впуска. Под действием разрежения под крышкой клапанов пары масла из картера двигателя Т-16 попадают по пазам во втулках толкателей и кожухи штанг и поднимаются в полость под крышкой клапанов. Соприкасаясь с холодной поверхностью крышек, пары масла конденсируются и масло каплями стекает со специально отлитых приливов в отверстия коромысел клапанов и проходит к втулкам коромысел.
Соприкасающиеся сферические поверхности штанг толкателей и регулировочных винтов, а также бойки коромысел и стержни клапанов также смазываются конденсатом парой масла. Избыточное количество сконденсировавшегося масла стекает по наклонным поверхностям масляного корыта головки к кожухам штанг и по ним в поддон.
Избыток масла, поданного насосом, преодолевая давление пружины, открывает редукционный клапан 3, расположенный на наружной стенке картера, и стекает в поддон картера.
В случае засорения фильтра или во время работы двигателя на холодном масле часть его через клапан 13, расположенный в корпусе фильтра трубой очистки, перепускается, минуя фильтры, непосредственно в магистраль.
Для проверки давления масла в магистрали служит манометр 19, установленный на щитке приборов; масло к манометру поступает но трубке 20.
При 1600 мин-1 коленчатого вала двигателя давление в магистрали должно быть в пределах 0,20-0,25 МПа. При работе системы смазки с давлением ниже 0,05 МПа двигатель нужно остановить.
См. также: Устройство регулятора ТНВД. Подкачивающий топливный насос.