Генератор Т-16 (Г-80 В)

Генератор Т-16 предназначен для питания электрической энергией потребителей, а также для зарядки аккумуляторных батареи. На шасси Т-16 установлен генератор Г-80 В постоянного тока.

В передней 6 (рис. 72) и задней 3 крышках генератора смонтированы два шарикоподшипника 1 и 8, в которых вращается якорь 13.

Рис. 72. Генератор Г-80 В:

1 - задний подшипник; 2 и 7 - масленки; 3 - задняя крышка; 4 - корпус генератора; 5 - обмотка возбуждения; 6 - крышка; 8 - передний подшипник; 9 - шкив; 10 - защитная лента; 11 - минусовая щетка; 12 - плюсовая щетка; 13 - якорь генератора.

На задней крышке смонтированы два щеткодержатели. Минусовая щетка 11 установлена в неизолированном щеткодержателе и соединена с массой генератора. Плюсовая щетка 12 установлена в изолированном от корпуса генератора щеткодержателе и соединена с выводной клеммой Я. Щетки прижимаются к коллектору якоря пластинчатыми пружинами.

Один конец обмотки возбуждения 5 генератора присоединен к выводной клемме Ш, а другой коней соединен с массой генератора. Клеммы Я и Ш соединены проводами с одноименными клеммами реле-регулятора. Кроме указанных клемм, на корпусе генератора имеется винт с меткой М. предназначенный для закрепления провода, соединяющего корпус генератора с корпусом реле-регулятора.

Для доступа к щеткам и коллектору в корпусе 4 генератора имеются окна, закрытые защитной лентой 10. Для смазки подшипников в крышки генератора ввернуты масленки 2 и 7.

Генератор Т-16 установлен на специальном кронштейне 3 (рис. 73), закрепленном на картере двигателя с левой стороны. Он приводится в действие клиноременной передачей от шкива коленчатого вала двигателя.

Рис. 73. Крепление и привод генератора Г-80 В (Т-16):

1 - нажимной болт; 2 - контргайка; 3 - кронштейн генератора; 4 - рычаг; 5 - гайка; 6 и 10 - болты крепления генератора к кронштейну; 7 - защитная лента; 8 - генератор; 9 - болт крепления кронштейна к картеру двигателя; 11 - шкив генератора; 12 - ремень; 13 - шпонка; 14 - гайка.

Дли этого на переднем конце вала якоря генератора Г-80  укреплен шкив 11. Натяжение приводного ремня изменяют поворотом генератора относительно кронштейна 3 при помощи нажимного болта 1 и рычага 4.

См. также: Рулевое управление трактора Т-16. Автомобиль Фольксваген Транспортер Т-4 - лучший фургон 1990 года.