Стартер Т-16

Стартер Т-16 (рис. 76) расположен на Картере маховика елевой стороны двигателя. Центрующим пояском передней крышки стартер вставляют в расточку картера и закрепляют двумя шпильками с гайками. Гайки шпилек стопорят пружинными шайбами.

Стартер Т-16 состоит из электрического двигателя постоянного тока и механизма привода. Якорь 15 электродвигателя вращается в двух медно-графитовых пористых подшипниках 17 скольжения, расположенных в крышках корпуса. Эти подшипники во время сборки стартера пропитываются маслом, которого достаточно до очередной разборки. В корпусе 1, сваренном из листового мягкого железа, размешены четыре полюсных башмака с обмотками возбуждения. На задней штампованной крышке 16 закреплены четыре щеткодержателя с медно-графитовыми щетками, прижимаемыми к коллектору якоря ленточными пружинами.

 

Рис. 76. Стартер  Т-16 СТ-204 с включателем ВК-14 (Т-16):

1 - корпус; 2 - регулировочный винт с упором; 3 - регулировочный винт; 4 - муфта свободного хода; 5 - передняя крышка; 6 - вал якоря; 7 - шестерня; 8 - втулка; 9 - пружина; 10 - включатель; 11 - контактная шайба включателя; 12 и 13 - зажимы включателя; 14 - защитная лента; 15 - якорь; 16 - задняя крышка; 17 - подшипник.

 

Две щетки изолированы открытки и соединены через обмотки возбуждения с выводным зажимом. Выводной зажим соединен с зажимом 12 включателя. Зажим 13 включателя стартера соединен с аккумуляторной батареей. Две другие щетки соединены с крышкой, то есть с массой стартера.

Для включения стартера трактора Т-16 в цепь аккумуляторной батареи на корпусе стартера установлен включатель 10. При нажатии на педаль включения стартера рычаг его перемещается вправо и регулировочный винт 2 своим упором нажимает на шток включателя. При этом контактная шайба 11 замыкает контакты зажимов 12 и 13. Электрический ток, проходя по обмотке якоря, создает вокруг нее магнитное силовое поле. Одновременно ток проходит по обмоткам возбуждения, создает магнитное силовое поле между полюсными башмаками. В результате взаимодействия магнитных полей якорь стартера начинает вращаться. До момента замыкания контактов включателя нижняя часть рычага стартера в виде вилки перемещает втулку 8 с муфтой 4 свободного хода и шестерней 7 до зацепления шестерни стартера с зубьями конца маховика. Если шестерня стартера упрется торцами зубьев в торцы зубьев венца, маховика, то пружина 9 сожмется, что позволит замкнуть шайбой 11 контакты 12 и 13 включателя. При этом вал с шестерней провернется, и зубья пойдут в зацепление с венцом маховика. Для облегчения зацепления шестерни с венцом маховика их зубья имеют по торцам скосы. После зацепления шестерни стартера и венца маховика пружина 9 будет продолжать сжиматься до замыкания контактов включателя.

Момент замыкания контактов регулируют вращением упорного винта 2. Замыкание контактов включателя должно происходить, когда шестерня не доходит до торца подшипника на 1,5-2,5 мм.

Стартер Т-16 не имеет устройства для автоматического выключения его после запуска двигателя. Для предохранения якоря старт ера от чрезмерных оборотов после запуска двигателя имеется муфта свободного хода. Муфта свободного хода не рассчитана на длительную работу. Поэтому сразу после запуска двигателя стартер следуя выключить, отпустив педаль. Чтобы не повредить муфту свободного хода и аккумуляторную батарею стартер Т-40 нужно держать включенным не более 5-10 с. Интервалы между включениями стартера должны быть не менее 20-30 с.

См. также:  Электрическая схема Т-16. Реле-регулятор трактора.