Дифференциал трактора Т-16

Дифференциал трактора обеспечивает передачу вращения правому и левом; ведущим колесам с одинаковой частотой при прямолинейном движении машины и с различными частотами вращения при повороте или движении по неровной поверхности. На СШ применен простой двухсателлитный дифференциал.
При движении шасси вращение от ведущей шестерни главной передачи, расположенной на первичном валу КП, передается ведомой шестерне, укрепленной на корпусе дифференциала 5 (рис. 59).

Рис 59. Дифференциал трактора Т-16:
1 - магнитная пробка; 2 - крышка корпуса дифференциала; 3 - шестерня; 4 - сателлит; 5 - корпус дифференциала; 6 - ось; 7 - болт специальный; 8 - педаль блокировки; 9 - пружина; 10 - винт; 11 - втулка; 12 - рычаг; 13 - стакан подшипника; 14 - вилка блокировки дифференциала; 15, 16 - гнездо и манжета; 17 - муфта кулачковая; 18 - подшипник.


Вместе с шестерней и корпусом дифференциала вращается ось 6 и сателлиты 4. Когда шасси движется прямолинейно и оба ведущих колеса испытывают одинаковое сопротивление, дифференциал вращается вместе с полуосями с одной скоростью. Сателлиты при этом не вращаются вокруг оси и соединяют через полуосевые шестерни обе полуоси (колеса вращаются с одинаковой частотой).
При повороте, когда одна из полуосей из-за увеличения сопротивлении колесу, расположенному ближе к центру поворота, замедлит вращение, сателлиты начнут проворачиваться вокруг оси, заставляя при этом вторую полуосевую шестерню вращаться быстрее по сравнению с ведомой шестерней главной передачи настолько, насколько уменьшилась частота вращения первой шестерни.
В некоторых ситуациях дифференциал резко снижает проходимость трактора Т-16: колесо попавшее в грязь или песок и испытывающее меньшее сопротивление со стороны почвы, будет вращаться быстрее колеса, находящегося на твердой поверхности и испытывающего большее сопротивление, колесо быстрее вращающееся (буксующее) будет погружаться в почву (движение замедляется или прекращается). Для предотвращения такого явления в СШ предусмотрен механизм блокировки дифференциала, позволяющий жестко соединять полуоси ведущих колес.
При нажатии на педаль 8 (рис. 59) через рычажную передачу кулачковая муфта 17 сдвинется в сторону дифференциала и соединится с зубьями крышки дифференциала (полуоси заблокируются). После отпускания педали пружина 9 выведет муфту из зацепления и полуоси разблокируются.

Внимание! Пользоваться механизмом блокировки дифференциала следует только при буксовании колес и при прямолинейном движении!

См. также: Насос с маслоприемником Д-21. Проверка дизельных форсунок Т-16.